Про гипноз и творчество.

Про мой взгляд на творчество и креативность. 

И то как можно развивать навык творчества с помощью гипноза и психотехнологий.

Я рассматриваю эти понятия раздельно хотя и идущие рука об руку. Творчество как правило абстрактно и существует ради себя самого или точнее сказать ради высшей самоактуализации, самореализации индивида-творца.

А креативность, штука сугубо прагматичная, т.е. всегда направлена на решение какой-либо проблемы, пусть даже гипотетической. По сути креативность – это когнитивный навык, то есть способность которую можно развивать путем систематического уделения ей внимания и использованием различных техник повышения креативности, смысл которых, как правило, в работе с аналогиями и метафорами из других сфер либо направленном подвергании сомнению базовых установок, вплоть до полного их переворачивания.

В общем, методы достаточно аналитичны (логикоморфны), то есть с четким прослеживанием причинно-следственных связей.

Самые толковые из них (на мой субъективный взгляд):

-Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) – Генрих Саулович Альтшуллер

— Синектика —  Уильям Гордон

Остальное — компиляция или обрезки из этих систем, опять же на мой взгляд. В ТРИЗе можно работать в одиночку, синектика подразумевает группу, причем устоявшуюся, но при должной сноровке можно и самостоятельно, это будет что-то похожее на «6 шляп сознания» Де Боно, и время тренировки займет несколько месяцев. ТРИЗ тоже «с наскока» не взять, что в принципе тоже вполне логично.

А если учесть, что основная сфера наших интересов лежит в визуальном конструировании (интерьеры, арт-объекты, здания и сооружения), то вопрос управляемого инсайта еще больше усложняется.

Я забыл сказать, кому это вообще нужно. Нужно это тем, кто хочет создавать что-то новое. Свое. Тем самым тренируя в себе творца и получая неописуемое от этого удовольствие.

Ну а теперь к практике…

Для наработки устойчивого навыка визуального конструирования (создания в своей голове образов четких настолько, что их уже можно переносить на бумагу) сначала введем какую-нибудь абстрактную модель творчества.

Я предлагаю модель уровней творчества Китаева-Смыка:

Первый уровень творчества: Компилятивный.

На нем «идущий по пути» просто смотрит вокруг и повторяет. В нашем случае смотрит на интерьеры в журналах и каталогах, на оформление стендов на выставках, впитывает все, что можно и где только можно. И тем самым формирует свою «насмотренность». Соответственно, его творения на данном этапе – это «калька с кальки», хотя, при этом могут быть и весьма недурны.

На этом этапе «странствий героя» психотехнологии могут помочь сформировать мотивацию к развитию. Заякорить состояния для работы. Обеспечить инструментарием профилактики стресса, ибо количество информации для освоения очень велико. Обеспечить инструментарием формирования уверенности в себе и снятия тревожности, что необходимо для общения с заказчиком, без коего переход на второй уровень сильно затянется.

Второй уровень творчества: Проективный.

На нем «наш герой» уже впитал в себя кучу различной информации и даже систематизировал ее. И она, как в тигле алхимика, при постоянном приложении внимания к ней превращается в знания.

На этом уровне в интерьеры, созданные «нашим героем», входит метафора. Помимо функциональности появляется смысл. Интерьеры из ремесленных становятся мАстерскими, в них могут появляться «отсылки» к мифам, легендам или историческим событиям и персонажам.

На этом уровне творчества психотехнологии помогают сбалансировать психику, ибо перекосы в психике несовместимы с «тонкостью», которую подразумевает метафора. Т.е. все части личности «нашего героя» должны быть им услышаны, осознаны и приняты. А если необходимо – переработаны. На этом же уровне творчества он понимает, что развитие как личности и как творца кроется где-то за пределами имманентного. И тут трансцендентные техники открывают путь в новый мир. Так же на этом уровне имеет смысл начать осваивать высшую ступень аутогенной тренировки по Шульцу т.к. она без налета мистицизма дает возможность без посредников общаться со своими «творческими частями» (как и для всех серьезно работающих техник для освоения высшей ступени АТ, по рекомендациям самого Шульца, потребуется 6-8 месяцев вместе с первой ступенью).

Ну и наконец…наш «Грааль»!

Третий уровень творчества: Инсайтно-креативный.

На нем «наш герой» получает доступ к знаниям и моделям, аналогов которым доселе не было. Сначала в виде озарений, и если уделять этому достаточно внимания и уважения, (я имею ввиду воплощение моделей и знаний из тех самых озарений), то озарениями этими можно научиться управлять.

Эдакая гениальность на заказ получается. Не могу сказать, что путь к вершине третьей стадии легок, но затраченных усилий он однозначно стоит.

Я думаю, что каждый человек сталкивался с озарением в какой-либо сфере своей жизни. Его еще называют «ага-эффект», но вот «глубина озарения» может быть различной. Можно вспомнить, куда положил заначку год назад, а можно и принципиально новое устройство придумать. Так, кстати, добрая половина всех открытий и изобретений сделана. При каждом таком всплеске озарения нас охватывает некая благоговейная, щенячья радость. Это я к тому, что человек, ставший на путь осознанного творчества и дошедший хотя бы до начала третьего уровня, обретает некие новые «характеристики», которые точно описать словами очень тяжело, но все окружающие эти перемены непременно замечают. Они, как правило, описывают эти новые характеристики «нашего героя» как глубина, «одухотворенность», «светлость», ну или «чиканашка». Это зависит от уровня зависти, вызываемого вашими успехами.

Ну а теперь к насущному… К психотехнологиям!

На этом уровне творчества нужно вкладываться в трансовый опыт. (Трансовый опыт или навык – это ваша способность быстро и глубоко погружаться в транс и извлекать из этого пользу. Это динамическая величина, прямо пропорциональная уделенному ей вниманию/времени. То есть навык тренируемый.)

Это могут быть и самостоятельные погружения, но достаточно глубокие, близкие к парадоксальной фазе гипноза. В автоформате (самостоятельно) это доступно лишь при хорошем освоении высшей ступени аутогенной тренировки или близких техник. АТ просто очень хорошо описана, поэтому я ее и рекомендую, ну и также по тому, что сам веду курс по ее освоению.

Если честно, то путь одних лишь самостоятельных тренировок почти никогда не приводит к успеху, но теоретически возможен. Я лично знаю всего пару человек, достигших больших глубин эффективных погружений самостоятельно. Под эффективными погружениями я подразумеваю те, в которых ведется какая-либо работа – взаимодействие с mundus imaginalis (мир воображения), поскольку обычно люди просто проваливаются в сон, приближаясь к парадоксальной фазе (глубокий транс), из которой эта работа и ведется.

Эффективней, конечно, работа с гипнологом, это могут быть и группы, но персональная работа с персональными же запросами в разы продуктивней. Оптимально попросить поставить ключи для самостоятельного погружения, отработав эти погружения несколько раз, до устойчивого результата.

После этого можно не часто посещать групповые сессии разных трансовых направлений. Один раз в месяц или два вполне достаточно. Как правило, это полный «шлак», но иногда просто сходятся звезды и вы получаете крупицы ценного опыта, точнее бесценного.

Далее вы ограничены только вашей фантазией…

ТОЧКА РОСЫ

Онлайн-место силы

+7 969 055 33 90

info@braingoo.ru

Договор Оферты

Политика Конфиденциальности

© Все права защищены, 2004-2020